|
|
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР
АВТОМОБИЛИ СКОРОЙ ПОМОЩИ НА БАЗЕ МАШИН ГАЗ "ГАЗЕЛЬ"
1995 — 2005
В бывшем СССР для
нужд Министерства здравоохранения использовались автомобили, производимые
несколькими крупными автозаводами. Из-за ограниченного числа выпускаемых
моделей и требований конвейерной сборки перед разработчиками передвижной
медицинской техники стояла задача с максимальной эффективностью
использовать уже выпускаемые серийно автомобили при минимальных
изменениях, вносимых в конструкцию базовых шасси. Это приводило
к тому, что созданные машины не всегда удовлетворяли требованиям
Министерства здравоохранения. Кроме того, крупносерийное производство
автомобилей не позволяло быстро реагировать на растущие требования
Минздрава, что приводило к выпуску морально устаревших по своей
конструкции образцов.
Основным поставщиком в последние годы существования СССР был завод
RAF, автомобилями которого на тот момент было укомплектовано подавляющее
большинство станций скорой медицинской помощи и больниц. Выпускаемый
Ульяновским автозаводом санитарный автомобиль УАЗ-3962, использовался
в основном в сельской местности благодаря полноприводному шасси
и комплектовался только брезентовыми носилками.
С распадом СССР
и введением ГТК России таможенных правил, приравнивающих продукцию
латвийского завода RAF к импортной, существенно осложнилась закупка
выпускаемых им медицинских автомобилей для нужд отечественного здравоохранения.
С другой стороны RAF, оказавшийся без основного потребителя своей
продукции в 1996 г. прекратил своё существование. Благодаря тому,
что большинство запчастей для RAF изготавливалось на Горьковском
автозаводе, трудностей в эксплуатации имевшихся латвийских АСМП
при этом не возникло. Тем не менее за 3-5 лет интенсивной каждодневной
эксплуатации «рафики» вырабатывали свой ресурс полностью, а заменить
их было нечем.
В сложившейся ситуации
и в связи с резким сокращением оборонного заказа многие предприятия
ВПК взялись за переделку под АСМП автомобилей Ульяновского автозавода
УАЗ-3962, улучшая отделку медицинского салона, устанавливая на базовый
автомобиль высокую крышу и т.п. С началом выпуска в 1995 г. грузовых
автомобилей ГАЗ-3302 «Газель» Министерство здравоохранения заказало
Горьковскому автозаводу и профинансировало разработку Автомобиля
скорой медицинской помощи ГАЗ-27053 для городских условий и ГАЗ-270573
(полноприводный вариант) для сельской местности. Из-за отсутствия
на тот момент серийного цельнометаллического фургона, автомобиль
был изготовлен на базе ГАЗ-3302 и имел кузов каркасного типа, что
сделало невозможным серийный выпуск. Поэтому ОАО «ГАЗ» в начале
1996 г. после постановки на конвейер семейства микроавтобусов «Газель»
разработал автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-32214, который
имел полноценный цельнометаллический кузов и со временем практически
полностью заменил выработавшие свой ресурс автомобили RAF. На сегодняшний
день этот АСМП является самым массовым в Российской Федерации. Создание
совместных предприятий и покупка отечественными фирмами европейских
технологий привели к качественно новому уровню выпускаемых сегодня
автомобилей медицинского назначения. Вместе с тем наряду с образцами,
приближающимися по своим параметрам к мировым стандартам, ряд предприятий
ВПК и авторемонтных заводов продолжают выпускать мелкими партиями
АСМП, используя в качестве базовых автомобилей ГАЗ-3302, ГАЗ-2705,
не всегда соответствующие требованиям Минздрава и не имеющие разрешения
на применение в медицинской практике.
Автомобили медицинского
назначения по конструкции подразделяются на АСМП выполненные по
модульной схеме, АСМП изготовленные на базе цельнометаллических
фургонов и автомобили для перевозки больных и пострадавших, созданные
на базе легковых моделей.
|
|
Спасаясь от
надвигающегося банкротства, во второй половине 90-х годов завод
РАФ пытался создать альянс с ГАЗом. Были подготовлены автомобили,
предполагаемые к совместному выпуску в случае успешных переговоров.
В частности, ИТЦ РАФа предложил медицинский вариант на шасси ГАЗ-3302
«Газель» выполненной по так называемой модульной схеме, то есть
когда на шасси грузового автомобиля устанавливается кузов с медицинским
оборудованием. Напомню, что в то время в семействе «Газель» не существовало
автомобилей с кузовом фургон. Модульный кузов изготовили из сэндвич
панелей. Он получился намного просторней кузова микроавтобуса, но
обладал существенным недостатком, характерным для всех автомобилей
такой конструкции - кабина водителя выполнена отдельно от кузова,
что затрудняет общение между водителем и медиками в салоне. Медицинское
оборудование, по замыслу конструкторов, должен был определять сам
заказчик, поэтому вариантов использования модуля могло быть очень
много. А для того, что бы поддерживать необходимый микроклимат в
салоне модуля был предусмотрен автономный отопитель с регулятором
температуры. Единственный изготовленный экземпляр этого автомобиля
можно было видеть в 1996 году на выставках «МИМС» в Москве и «Мир
автомобиля» в Санкт-Петербурге.
|
|
В 1996
г. ОАО «НПО «Экран» заключило договор с АОЗТ «АЛЬТЕРНА» (г. Ликино-Дулёво)
на изготовление кузовов. Мебель в медицинском салоне изготовлялась
на одном из предприятий ОАО «НПО «Экран».
При том, что новый
автомобиль оказался дешевле своего предшественника, качество изготовления
медицинского модуля не удовлетворяло потребителей (низкая коррозионная
стойкость, недостаточная прочность кузова, плохое качество отделки
медицинского салона и т.п.). Так, в НПО "Экран" из Еврейской
АО пришла "телега", что кузов после пробега 10 000 км
сел на землю.
Всего АСМП на базе
ГАЗ-33027 (полноприводное шасси) было изготовлено 35 штук и одна
на базе ГАЗ-3302 (заднеприводный).
|
|
В начале
1996 г. АО «Шумерлинский завод спецавтомобилей» разработал АСМП
модели 27401-013 с модульным кузовом панельной конструкции на базе
выпускаемого предприятием автомобиля-фургона мод. 27401-012, выполненном
на шасси автомобиля ГАЗ 3302 и имеющем «Одобрение типа транспортного
средства». Летом 1996 г. АСМП прошел приёмочные испытания и получил
рекомендацию к серийному производству.
Автомобиль имеет
просторный медицинский салон, что предоставляет комфортные условия
работы медицинскому персоналу, однако невысокое качество отделочных
материалов и низкая коррозионная стойкость кузова снизило потребительские
свойства данного АСМП. Автомобиль выпускался единичными экземплярами,
а после прихода в 1999 г. на завод нового руководства его производство
было прекращено.
|
|
Созданный
Горьковским автозаводом совместно с ТОО «Транспорт экстремальной
медицины», ГАЗ-27053 прошел приёмочные испытания весной 1996 г.
и был рекомендован к серийному выпуску. АСМП представлял собой автомобиль
с цельнометаллическим кузовом вагонного типа, созданный на шасси
ГАЗ-3302. В салоне кузова размещалось стандартное медико-техническое
и специальное оборудование, обеспечивающее возможность оказания
экстренной медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия
и в процессе транспортировки силами бригады скорой помощи. Медицинский
салон имел потолок высотой 1800 мм (высокая крыша изготовлена из
стеклопластика). Помимо этого в АСМП устанавливался дополнительный
аккумулятор, кондиционер, фары наружного освещения места происшествия.
Шасси ГАЗ-27053 - заднеприводное.
Мебель в медицинском салоне изготавливалась из жёсткого формованного
пластика с невысоким качеством подгонки отдельных элементов. Из-за
чего при движении автомобиля повышенный уровень шума в медицинском
салоне создавал определённые неудобства при работе медперсонала.
Летом 1997 г. рекомендацию
Минздрава получил аналогичный автомобиль, но с полноприводным шасси,
что повышало управляемость автомобиля на скользких покрытиях и позволяло
оказывать помощь в отдаленных населённых пунктах, где отсутствуют
дороги с твёрдым покрытием. Этот АСМП имел те же достоинства и недостатки,
что и заднеприводный аналог. Кроме того, значительный вклад в шумность
автомобиля давала полноприводная трансмиссия. По указанным выше
причинам автомобиль не был запущен в серийное производство. |
|
После отказа ОАО «ГАЗ» от выпуска АСМП ГАЗ-27053 и ГАЗ-270573, разработанных
при участии ТОО «ТЭМ», последнее по аналогичной схеме совместно
с заводом АО «СЕМАР» (г. Семёнов) в 1997 г. разработало Реанимобиль
Семар-ТЭМ 32343.
Автомобиль изготавливается
на базе ГАЗ-3302. На шасси монтируется кузов каркасного типа. Салон,
в целях обеспечения удобства работы сопровождающего персонала, выполнен
по высоте от пола до потолка размером 1800 мм и оснащён системой
нормализации микроклимата. Установлена дополнительная аккумуляторная
батарея. Для снижения уровня шума и повышения теплоизоляционных
свойств в салоне выполнен ряд конструктивных изменений: поверх пола
уложен термоизолирующий настил; крыша, боковые и передняя стенки,
задние двери оклеены двумя слоями пенополиэтилена, поверх которого
закреплена фанера, оклеенная пенопленом светлого цвета. В перегородке
между кабиной и медицинским салоном имеется дверь для прохода, визуальной
и речевой связи с кабиной водителя. В кабине установлены два кресла
повышенной комфортности. Для удобства работы в ночное время установлены
по два боковых светильника с каждой стороны кузова. |
|
ЗАО
НПП "Семар" (г.Семенов), производящее автобусы для маршрутных
такси, школьные и вахтовые автобусы, специальный автотранспорт для
учреждений ГУИН (автозаки), подразделений МЧС, Министерства обороны
и МВД, не так давно был приобретен группой Самотлор-НН. Выпускающиеся
машины сохранили марку "Семар", как например реанимобиль
Семар-32343, кузов которой, по словам производителя, оцинкован.
Боковая дверь салона на этой машине сделана не сдвижной, как на
большинстве Газелей, а распашной. |
|
|
Еще одним известным московским производителем машин скорой помощи
является компания Сикар-М (она же СП-моторс). В гамме предлагаемых
покупателям машин есть автомобили Сикар-М-2988 на базе шасси ГАЗ-2705
"Газель". Основной упор руководство компании делает на
высокое качество изготовления автомобилей скорой помощи, которое
не должно уступать ведущим западным фирмам.
Для этого используются качественные материалы и оригинальные инженерные
разработки, в частности, армирование всей поверхности кузова, термоизоляция
и облицовка ламинированным алюминиевым листом, что позволяет устранить
скрипы, звуко- и термоизолировать салон, дерево в качестве основы
для мебели, использование высококачественного напольного покрытия,
которое не скользит и легко моется, а также качественных материалов
для отделки мебели, позволяют производителю обещать 3-х летнюю гарантию
на свои машины.
Вместе с тем, качественная отделка существенно удорожает автомобиль
и вызывает сомнения в целесообразности создания салона-"долгожителя"
на шасси ГАЗ.
Планировка салона производится в соотвествии с требованиями заказчика,
возможно комплектование машины различным медицинским оборудованием,
а также кювезом для перевозки новорожденных.
|
|
Тему вариантов
машин скорой помощи на шасси Газели вряд ли можно считать законченной:
скоропомощные машины выпускались также в Пскове (Псковавто). К сожалению,
сведений о них немного. Машины производились в полукустарных условиях,
качество изготовления "хромало". Сведений о прохождении
сертификации нет. |
Страница подготовлена с использованием текста и фотографий
Андрея Рыбалова и архива НПО "Экран",
книги Максима Шелепенкова и Александра Говорухи "РАФ",
Смоленск, 2006,
фото Олега Чалкова,
фото Олега Тимирязева,
фото Сергея Федорова,
сайта www.sicar.ru
Автомобилям скорой помощи на шасси ГАЗ-2752 "Соболь"
и полноприводным машинам ГАЗ будут посвящены отдельные страницы
сайта.
|
|
|
|
|
|
События |
|
12/09/2004 В сети появилась тестовая
версия странички Ambulances.ru - про автомобили скорой помощи. |
|
17/05/2009 В рунете появился форум
Sanitarki.SU - про автомобили скорой помощи, санитарные и медицинские машины. |
|
Новости AmbulanceS.ru |
|
17/05/2009 Открыт дочерний форум, посвященный
автомобилям скорой помощи и другим медицинским машинам SANITARKI.SU.
|
|
19/04/2009 Новая страница про автомобили
и службу скорой медицинской помощи США. |
|
17/03/2008 Проведена коррекция данных
в соответствии с новой информацией.. |
|
11/06/2006
Новая страница про эволюцию машин скорой помощи на шасси ГАЗ
Газель. |
|
07/11/2005 Наконец появилось фото санитарной
Победы ГАЗ М20.
|
|
12/05/2005
Добавлен интересный материал про санитарные автомобили-катафалки. |
|
26/04/2005 Выложен скан статьи, посвященной
закупке Мерседесов-210 из
старой газеты Авто. |
|
26/04/2005 Появилась новая страничка,
посвященная санитарным автомобилям-катафалкам. |
|
26/04/2005 Добавлена информация на
страницу АЗЛК-2901
Москвич |
|
10/03/2005 Создана страничка о создателе
БВСМ-80 Р. Н. Уланове. |
|
09/03/2005 Добавлены фотографии на
страничку История 1917 —
1941гг. |
|
09/03/2005 Добавлены фотографии на
страничку Истории до
1917 года. |
|
10/02/2005 Подключен Бортовой
журнал. |
|
02/02/2005 Значительно обновлена страничка,
посвященная Истории до 1917
года. |
|
23/12/2004 Появилась
страничка с рассказом о санитарной машине АЗЛК-2901
Москвич |
|
03/12/2004 Появилась
страничка Редкости с рассказом
об экспериментальной машине БВСМ-80 |
|
24/09/2004 Переселились на "родной"
домен! |
|