Ambulances in Russia
AMBULANCES.RU
   AMBULANCES.ru > ИСТОРИЯ > СССР 1941 - 1945 гг.
 : : ПОДРОБНОСТИ

 Бортовой журнал

 Карта сайта

 Ссылки

 Контакт

 Новости
 Форум Sanitarki.SU

 

ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР
1941 — 1945


До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ — модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой.
Кстати, на фото в книге Л.М.Шугурова под маркой ГАЗ-55 изображен, похоже, другой санитарный автомобиль на базе ГАЗ-АА, м.б. даже созданный в гаражах Московской станции скорой помощи (уж больно похож... (подробнее).
Кстати, Вы наверняка помните санитарную машину в фильме "Кавказская пленница". Это ее водитель ругался: "Да чтоб я еще сел за баранку этого пылесоса!" Так вот, вопреки распространенному мнению, эта машина - НЕ ГАЗ-55, а ГАЗ-ММ с кустарно изготовленным санитарным кузовом.
Всего было выпущено более 9 тысяч машин. К сожалению, "в живых" не осталось ни одной. Говорят, где-то в лесах под Вязьмой видели ее догнивающие остатки времен войны...

Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (GAZ-55 ambulance)

Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (GAZ-55 ambulance)


Санитарный автомобиль БА-22 на базе трехосного ГАЗ-ААА (BA-22 ambulance)

В предвоенные годы был разработан и испытывался также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном выпуске нет, но даже если машина и выпускалась, не думаю, что таких машин было много, и что они могли сыграть существенную роль.

Автомобиль ГАЗ-ААА

ЗИС-44 санитарный фургон

Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5. В соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями, для более мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху постелить соломы или иной мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная загрузка сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались специальные нары.
В медицинских целях использовались и другие специально разработанные машины, например, выпускавшийся только в годы войны ЗИС-44 — простой санитарный фургон с деревянным кузовом на 18 мест на основе ЗИС-5В — упрощенного варианта ЗИС-5.


Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов.
Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5).
ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом "Аремкуз".
Представленный на фото автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии "Мосфильм", снимался в фильме "Место встречи изменить нельзя". По некоторым данным, это не оригинальный экземпляр, а хорошо сделанная поздняя реплика.
Справа - изображение модели упрощенного варианта санитарного автобуса - ЗиС-8С.

ЗиС-8 (санитарный автобус на базе ЗиС-11/ЗиС-5))

Санитарный автобус ЗиС-8С (ZIS-8S ambulance)

Автобус ЗИС-16 (ZIS-16)

Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация — медицинский автобус — разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара).

Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S)

Упрощенный вариант ЗИС-16С - мифический автомобиль. Его "существование" подтверждается единственным сильно ретушированным рисунком. Якобы этот санитарный автобус оснащался кабиной от грузовика (слева), более мощным мотором (85 л.с. против 73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 шт.) в передней части кузова, и двух - в задней (4 шт.). Имелись также калориферы и вентиляторные окна.

Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S ambulance)


Автобус ГАЗ-03-30 (GAZ-03-30)


В качестве санитарных использовались и приспособленные автобусы ГАЗ-03-30 (слева), а также некоторое количество трехосных автобусов ГАЗ-05-193 в санитарной модификации (справа - в упрощенном варианте военного времени).

ГАЗ-05-193  (GAZ - 05-193)

На фотографии внутреннего двора госпиталя видны практически все вышеперечисленные санитарные автобусы.
Слева направо: первый и с третьего по шестой автобусы — ЗИС-16, второй слева — ЗИС-16С (?), седьмой слева и боком на заднем плане — ГАЗ-03-30 и на переднем плане — ГАЗ-55.

Cанитарные автобусы ЗИС-16, ЗИС-16С, ГАЗ-55, ГАЗ-03-30 - фото (ZIS-16, ZIS-16S, GAZ-55, GAZ-03-30)

Трамвай  санитарный Горэвакопункта (Москва, 1941) -  ambulance Tram

Справедливости ради отметим, что в крупных городах значительную часть военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли трамваи. Городские грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт, а основным транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной войны трамвай не имел такой протяженной сети линий — почти 555 км. Трамвайные рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям. И днем и ночью трамваи перевозили военные грузы, бойцов, раненых.


В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993;
А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919—1994", М., 1994;
Л.Д.Гоголев "Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей", М., 1990;
В.И.Матвеенко "Знаменитые и забытые", Книга 1, С-Пб, 2003;
материалы и сведения, любезно предоставленные
Андреем Богомоловым (http://autogallery.org.ru/),
а также сайты www.russianscalemodels.com, www.mosfilm.ru,
архив автора и другие источники.

ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ AMBULANCES.RU

 События
12/09/2004 В сети появилась тестовая версия странички Ambulances.ru - про автомобили скорой помощи.
17/05/2009 В рунете появился форум Sanitarki.SU - про автомобили скорой помощи, санитарные и медицинские машины.
 Новости AmbulanceS.ru
17/05/2009 Открыт дочерний форум, посвященный автомобилям скорой помощи и другим медицинским машинам SANITARKI.SU.
19/04/2009 Новая страница про автомобили и службу скорой медицинской помощи США.
17/03/2008 Проведена коррекция данных в соответствии с новой информацией..
11/06/2006 Новая страница про эволюцию машин скорой помощи на шасси ГАЗ Газель.
07/11/2005 Наконец появилось фото санитарной Победы ГАЗ М20.
12/05/2005 Добавлен интересный материал про санитарные автомобили-катафалки.
26/04/2005 Выложен скан статьи, посвященной закупке Мерседесов-210 из старой газеты Авто.
26/04/2005 Появилась новая страничка, посвященная санитарным автомобилям-катафалкам.
26/04/2005 Добавлена информация на страницу АЗЛК-2901 Москвич
10/03/2005 Создана страничка о создателе БВСМ-80 Р. Н. Уланове.
09/03/2005 Добавлены фотографии на страничку История 1917 — 1941гг.
09/03/2005 Добавлены фотографии на страничку Истории до 1917 года.
10/02/2005 Подключен Бортовой журнал.
02/02/2005 Значительно обновлена страничка, посвященная Истории до 1917 года.
23/12/2004 Появилась страничка с рассказом о санитарной машине АЗЛК-2901 Москвич
03/12/2004 Появилась страничка Редкости с рассказом об экспериментальной машине БВСМ-80
24/09/2004 Переселились на "родной" домен!


  © 2004-2009  AMBULANCES.RU ::: При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылки