|
|
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР
1941 — 1945
До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа
(с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались
специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ —
модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было
перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или
10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных
газов, и вентиляционной системой.
Кстати, на фото в книге Л.М.Шугурова под маркой ГАЗ-55 изображен, похоже,
другой санитарный автомобиль на базе ГАЗ-АА, м.б. даже созданный в гаражах
Московской станции скорой помощи (уж больно похож... (подробнее).
Кстати, Вы наверняка помните санитарную машину в фильме "Кавказская
пленница". Это ее водитель ругался: "Да чтоб я еще сел
за баранку этого пылесоса!" Так вот, вопреки распространенному
мнению, эта машина - НЕ ГАЗ-55, а ГАЗ-ММ с кустарно изготовленным
санитарным кузовом.
Всего было выпущено более 9 тысяч машин. К сожалению, "в живых" не осталось
ни одной. Говорят, где-то в лесах под Вязьмой видели ее догнивающие остатки
времен войны... |
|
| В предвоенные годы был разработан и испытывался также
интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева)
на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном выпуске нет,
но даже если машина и выпускалась, не думаю, что таких машин было много,
и что они могли сыграть существенную роль. |
|
|
Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых
использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5. В
соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями, для более мягкого
хода машины на дно кузова положено было насыпать слой песка толщиной в
несколько сантиметров, а сверху постелить соломы или иной мягкий материал.
Кроме того, рекомендовалась комбинированная загрузка сидячими и лежачими
ранеными. Иногда в кузове устанавливались специальные нары.
В медицинских целях использовались и другие специально разработанные машины,
например, выпускавшийся только в годы войны ЗИС-44 — простой
санитарный фургон с деревянным кузовом на 18 мест на основе ЗИС-5В —
упрощенного варианта ЗИС-5.
|
Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего
переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов.
Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5).
ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по чертежам
завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями,
автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом
"Аремкуз".
Представленный на фото автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии
"Мосфильм", снимался в фильме "Место встречи изменить нельзя".
По некоторым данным, это не оригинальный экземпляр, а хорошо сделанная
поздняя реплика.
Справа - изображение модели упрощенного варианта санитарного автобуса
- ЗиС-8С. |
|
| Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе
шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация — медицинский автобус —
разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С.
Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест
водителя и санитара). |
|
Упрощенный вариант ЗИС-16С - мифический автомобиль.
Его "существование" подтверждается единственным сильно
ретушированным рисунком. Якобы этот санитарный автобус оснащался
кабиной от грузовика (слева), более мощным мотором (85 л.с. против
73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением
трех ярусов носилок (6 шт.) в передней части кузова, и двух - в
задней (4 шт.). Имелись также калориферы и вентиляторные окна.
|
|
|
В качестве санитарных использовались и приспособленные автобусы ГАЗ-03-30
(слева), а также некоторое количество трехосных автобусов ГАЗ-05-193 в
санитарной модификации (справа - в упрощенном варианте военного времени).
|
|
На фотографии внутреннего двора госпиталя видны
практически все вышеперечисленные санитарные автобусы.
Слева направо: первый и с третьего по шестой автобусы —
ЗИС-16, второй слева — ЗИС-16С (?), седьмой слева и боком
на заднем плане — ГАЗ-03-30 и на переднем плане —
ГАЗ-55. |
|
|
Справедливости ради отметим, что в крупных городах значительную
часть военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли трамваи.
Городские грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт, а основным
транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной войны
трамвай не имел такой протяженной сети линий — почти 555 км. Трамвайные
рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям. И днем и ночью трамваи
перевозили военные грузы, бойцов, раненых.
|
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993;
А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919—1994", М., 1994;
Л.Д.Гоголев "Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития
и военном применении автомобилей", М., 1990;
В.И.Матвеенко "Знаменитые и забытые", Книга 1, С-Пб, 2003;
материалы и сведения, любезно предоставленные
Андреем Богомоловым (http://autogallery.org.ru/),
а также сайты www.russianscalemodels.com,
www.mosfilm.ru,
архив автора и другие источники. |
|
|
|
|
|
События |
|
12/09/2004 В сети появилась тестовая
версия странички Ambulances.ru - про автомобили скорой помощи. |
|
17/05/2009 В рунете появился форум
Sanitarki.SU - про автомобили скорой помощи, санитарные и медицинские машины. |
|
Новости AmbulanceS.ru |
|
17/05/2009 Открыт дочерний форум, посвященный
автомобилям скорой помощи и другим медицинским машинам SANITARKI.SU.
|
|
19/04/2009 Новая страница про автомобили
и службу скорой медицинской помощи США. |
|
17/03/2008 Проведена коррекция данных
в соответствии с новой информацией.. |
|
11/06/2006
Новая страница про эволюцию машин скорой помощи на шасси ГАЗ
Газель. |
|
07/11/2005 Наконец появилось фото санитарной
Победы ГАЗ М20.
|
|
12/05/2005
Добавлен интересный материал про санитарные автомобили-катафалки. |
|
26/04/2005 Выложен скан статьи, посвященной
закупке Мерседесов-210 из
старой газеты Авто. |
|
26/04/2005 Появилась новая страничка,
посвященная санитарным автомобилям-катафалкам. |
|
26/04/2005 Добавлена информация на
страницу АЗЛК-2901
Москвич |
|
10/03/2005 Создана страничка о создателе
БВСМ-80 Р. Н. Уланове. |
|
09/03/2005 Добавлены фотографии на
страничку История 1917 —
1941гг. |
|
09/03/2005 Добавлены фотографии на
страничку Истории до
1917 года. |
|
10/02/2005 Подключен Бортовой
журнал. |
|
02/02/2005 Значительно обновлена страничка,
посвященная Истории до 1917
года. |
|
23/12/2004 Появилась
страничка с рассказом о санитарной машине АЗЛК-2901
Москвич |
|
03/12/2004 Появилась
страничка Редкости с рассказом
об экспериментальной машине БВСМ-80 |
|
24/09/2004 Переселились на "родной"
домен! |
|