Быстроходная вездеходная санитарная
машина (БВСМ)
Представленный на фотографии полугусеничный санитарный автомобиль
конструкции Р.Н. Уланова назывался БВСМ-80 (Быстроходная вездеходная
санитарная машина образца 1980 года), и представлял собой симбиоз
грузовика ГАЗ-53 и сельскохозяйственного трактора ДТ-75.
Кандидат технических наук Рем Николаевич Уланов был изобретатель,
конструктор и идейный вдохновитель всего проекта (заметка
о Р.Н.Уланове из журнала Моделист-Конструктор №5 1993 г. (90 Кб)).
По долгу службы занимаясь разработкой автомобилей высокой проходимости,
он в инициативном порядке задумал такую санитарную машину, которая
могла бы на шоссе развивать большую скорость и, в тоже время, обладать
проходимостью гусиничного трактора по размытым и непроезжим просёлкам.
Выбор был именно за санитарным автомобилем из-за того, что во время
Великой Отечественной войны Уланов служил в санитарном автобате.
Сначала автомобиль задумывался оригинальным, без привязки к серийным
узлам и предназначался для военных. Однако, военное ведомство проектом
не заинтересовалось. Тогда целенаправленно обходя различные инстанции,
Уланов в конце концов нашёл поддержку у заместителя министра здравохранения
РСФСР Н.И. Сидорова. Но требования у медиков оказались более прозаическими:
они потребовали строить опытный образец из распространённых в то
время агрегатов ГАЗ-53 и ДТ-75.
Так в 1983 году на Куриловском механическом заводе Мособлздрава
родился БВСМ-80. Испытания машины проходили в Москве(!) в Битцевском
парке, так как Уланов жил в Чертаново (видимо, там и сделан снимок),
и Московской области, в том числе в Шатурском районе. В процессе
испытаний машина подверглась крупным изменениям. Так, была укорочена
база машины с 5540 до 4840 мм и уменьшено количество катков на гусеничном
движителе с 6 до 4. На машине хоть и были нанесены медицинские опознавательные
знаки, но по сути это был лишь ходовый макет, никогда не выполнявший
медицинских обязанностей. Впоследствии предполагалось установить
кузов-кунг санитарного назначения.
К сожалению, всё закончилось ничем — в стране началась
перестройка, благодетели данного проекта были сняты со своих должностей,
а сам Уланов, получив инфаркт, слег в больницу. Машина долгое время
стояла на стоянке в районе Шелепихинской набережной, пока не была
разворована и, в конце концов, сдана в металлолом.
|