|
|
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ И СССР
1945 — 2000
В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой
машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого
лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с
руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым
с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что
задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно
удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик —
видимо, там было предусмотрено его "штатное место".
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового
объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной,
но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.
|
|
|
В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ.
Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона
располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения.
Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности
95 л.с., был несколько "скоромнее" по динамическим качествам,
чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым)
потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.
Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе,
любой, а не только партийные боссы:-)
ЗИМы, как, впрочем, и ЗИС-110 могли переделываться в кустарных условиях
из пассажирской в скорую (при передаче машин от партийных и советских
органов в здравоохранение, что наблюдалось, например, в Якутске), так
и наоборот — из скорой в пассажирскую -после того, как отходившая
свое машина списывалась и продавалась по остаточной стоимости населению.
Поэтому, собственно, этих машин в первоначальной "скоропомощной"
судьбой и не видать на выставках старинных машин. А жаль...
|
Куда более скромный автомобиль — Москвич 400-420М —
медицинская модификация Москвича-400 (фактически копия Опель Кадет К38) —
стал помогать службе неотложной помощи и в прочих медицинских нуждах.
В 1948 году Мосгорздравотдел закупил около 200 Москвичей, которые стояли
практически у каждой городской поликлиники.
Безусловно, использование Москвича-400 в качестве машины скорой помощи
было немыслимо, но в других медицинских целях — почему нет?
Главное — машина была самой экономичной в те годы среди советских
машин: 23-сильный двигатель потреблял всего 9 литров бензина А-66.
|
|
|
Cуществовала и медицинская модификация знаменитой "Победы"
ГАЗ-М20 (фото слева прислал недавно Николай Марков из Тулы). В машине
несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка
спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для
носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня (посмотреть).
Нет сведений о наличии у этой машины собственного буквенного индекса,
обозначавшего ее принадлежность, также как и информации о производстве
данной модификации на Горьковском автозаводе. Возможно, эта машина
переделывалась из серийной на авторемонтных заводах и в гаражах
скорой помощи по чертежам ГАЗа. Кроме того, обычные (пассажирские)
Победы часто использовались для работы в качестве машин неотложной
помощи и других нужд больниц и поликлиник.
Произведенная по лицензии в Польше "Варшава" тоже имела санитарную
модификацию (справа).
|
|
|
После войны ГАЗ-55 заменили ПАЗ-653 (на базе легендарного
ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе).
В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения
(не считая водителя и санитара).
Существовал и более ранний (вероятно до 1956 года выпуска) вариант санитарного
ПАЗ-653 (справа), несколько отличавшийся внешне, в том числе дерево-металлической
кабиной. |
|
|
Эти автомобили я помню: в детстве на таком грязно-бежевом
фургончике с надписью "Спецмедпомощь" менты собирали пьяных у станции
метро "Речной вокзал" и, надо думать, здорово "помогали".
Одна из машин до недавнего времени была еще жива (на фото - ПАЗ-653, Екатеринбург)
|
|
Такие же кузова ставились на полноприводное
шасси ГАЗ -63 и использовались в Советской армии под названием АС-1 (слева).
Справа представлен более поздний вариант военного санитарного автомобиля
- АС-3, который мог монтироваться как на шасси ГАЗ-51, так и ГАЗ-63. Рама
удлиннялась, в задней подвеске убирались подрессорники и вводились четыре
гидравлических амортизатора (по два с каждой стороны) Металлический кузов-фургон
оснащался носилками в 3 яруса (верхние носилки крепились к складным опорам
на потолке) и был рассчитан на 7 лежачих и 2 сидячих мест или 14 сидячих
(+ в кабине места водителя и санитара). Кузов оснащался приточно-вытяжной
вынтиляцией, отоплением за счет системы охлаждения двигателя и переговорным
устройством между будкой и кабиной, а также вещевыми ящиками. |
|
Основным автомобилем Скорой помощи городов (т.н. линейным)
в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским
автомобильный заводом на агрегатах "Волги" ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые
маячки оранжевого (или красного?) цвета.
С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами
и оперативным отделом станции.
|
|
|
Более поздняя модификация, внешне отличавшаяся широкими
боковыми окнами и широкой боковой дверью, — РАФ-977ИМ.
Эти машины долгие годы обслуживали наши города.
Кстати, автомобиль-фургон - прямой потомок семейства РАФ 977 - практически
до конца 20 века производился на Ереванском автозаводе и назывался
ЕрАЗ-762 (1966-1994 гг). |
|
В начале 60-х годов на московской скорой были организованы
специализированные бригады (а с 1962 г. — специальная
подстанция). Кардиологическая бригада, созданная для помощи при инфактах
миокарда, доставляла больных сразу в специализированные отделения ведущих
московских клиник, минуя премное отделения. Первым автомобилем был автобус
ГЗА-651, выпускавшийся Горьковским заводом автобусов на базе все того
же ГАЗ-51, переоборудованный под скоропомощные нужды (фактически - первый
реанимобиль). Интересная деталь: больного везли по городу бережно - на
полуспущенных колесах, не быстрее 40 км/ч. Такие автобусы работали не только в Москве, но и Питере.
По некоторым данным, существовал и другой медицинский автобус на базе ГЗА-651
- Передвижная клинико-диагностическая лаборатория - ПКДЛ. |
|
|
В конце 50-х - начале 60-х из Чехии большими партиями
поставлялись санитарные машины Шкода-1201.
Как показывают объявления о продаже ретро-техники, некоторые из
этих машин живы до сих пор. |
|
|
Предсерийные образцы санитарных универсалов Горьковский
автозавод построил на базе машин ГАЗ-21 второй серии (слева). Позднее
в большом количестве выпускались санитарные "Волги"-универсалы ГАЗ-22Б
и ГАЗ-22Д (индекс изменился после модернизации базовой машины) -
на фото справа. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ
и ГАЗ-22Е.
К сожалению, среди значительного количества 21-х "Волг",
сохранившаяся до наших дней, "санитарка" пока не попадалась...
|
|
|
Военные, как известно, не могут спокойно пройти мимо техники,
дабы не придумать, как приспособить ее к использованию в случае, "если
коварный враг внезапно нападет".
В инструкциях по использованию джипа ГАЗ-69 встречаются рисунки, регламентирующие переоборудование машины под санитарные цели — в джипе можно было разместить одни носилки. |
|
Во второй половине 1970-х появились новые "РАФики" —
машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на
основе "Волги" нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации
и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс
РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают
эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных
дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно
закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых
ведомственных медучреждениях.. |
|
|
На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные
машины — реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались
высокой крышей и высоким качеством сборки медицинского салона. Окраска
машин проводилась по финским правилам — в ярко-желтые цвета,
которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно с этих
машин началась "мода" окрашивать скорые в ярко-лимонные цвета
(что нашло свое отражение в ГОСТах) |
Завод РАФ по образу и подобию РАФ-ТАМРО позднее
сам стал выпускать реанимобили с высокой крышей по 200 штук в год.
Эти машины носили индекс РАФ-2914. Внешне машины отличались "мигалками-кубиками",
расположенными по краям надстройки крыши. Они обходились бюджету
существенно дешевле финских, но и качество их было похуже. |
|
|
В "перестроечное" время завод РАФ строил всякого
рода прожекты (на фото РАФ "Stils"), но Советский Союз развалился,
Латвия стала "самостийной" и завод умер...
А какие машины могли бы быть... |
Обратите внимание, что водительская дверь открывается как
у горбатого Запорожца - навстречу движению:) |
В сельской местности и небольших городах с 60-х годов
прошлого века и до сих пор основу парка скоряг составляют УАЗики:
УАЗ-450А (слева) и модернизированная (c 1966 г.) машина УАЗ-452А (справа),
которую позднее стали именовать УАЗ-3962. Первая оснащалась видоизмененным
нижнеклапанным двигателем ГАЗ-69 и трехступенчатой коробкой. Вторая —
верхнеклапанный мотор, четырехступенчатую коробку передач и ряд
других отличий. Машина активно используется в армии и имеет имя
собственное - "таблетка". Эти модели давно устарели, не
соответствуют современным требованиям по безопасности, и в ближайшее
время их выпуск будет прекращен. Говорят, что санитарный УАЗ-450А
отгкрывает заводскую экспозицию УАЗа. |
|
|
Автору довелось познакомиться с внедорожными качествами
этих машин во время работы в 1990-91 годах в составе медицинской бригады
"ВЫЕЗДНАЯ ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" 2-го Московского медицинского института
им. Н.И.Пирогова при обследовании детей в отдаленных сельских районах
Кировской области (слева).
Кроме того, финская фирма ТАМРО строила реанимобили и на шасси
УАЗов (справа). К сожалению, данных о том, сколько было выпущено
таких машин и в каких регионах они работали, у меня нет.
Кроме того, на базе УАЗов строились и другие машины скорой помощи,
например, САРЗ-2925 на Самарском авторемонтном заводе.
(страница
про САРЗ-2925) |
|
|
Перспективной машиной на замену УАЗикам-"буханкам"
на Ульяновском автозаводе планировали полукапотный УАЗ-27722 "Симба".
Однако экономические реалии, видимо, поставили крест на производстве этой
машины, так что ее мы не увидим на дорогах никогда. Какая машина заменит
старые УАЗы, пока неясно. Любопытно, что название "Симба" присвоено
и одной маленькой машинке концерна FIAT. |
|
"Волга" ГАЗ-24-03 (слева), как и ее "наследница" —
ГАЗ-310231 (справа) тоже служили в качестве медицинского автомобиля. Разница
между моделями определяется отличиями базовых моделей, поскольку "медицинская
часть" практически одинакова. Машина в основном используется как
санитарная и на станциях неотложной помощи. Многие из этих машин никогда
не "видели" больных на носилках, потому что использовались как
подсобный транспорт, который всегда "под рукой". Забавно, что
эти «Волги», имеющие 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках
и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, по размерам
салона вообще не могут применяться как медицинские. |
|
|
На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 финской компанией
TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным
салоном. Такие машины эксплуатировались, в частности, в Ленинграде.
Какого-либо специального индекса, насколько мне известно, они не
имели. |
|
|
Во времена "застоя" представительский автомобиль
ЗИЛ-41047 (возможно, до нее была еще модель ЗИЛ-41042) был переоборудован
под "Скорую помощь", но пользовался им уже не народ, а "лично
дорогой Генеральный секретарь товарищ" и его соратники по ЦК партии.
Этих машин было несколько, обслуживались они в Гараже особого назначения
(ГОНе), и часть из них жива до сих пор. |
|
|
Другой представительский автомобиль - автобус ЗИЛ-118М
"Юность" стал базой для создания "народного" реанимобиля
во второй половине 60-х. Интересной была крыша, которая могла подниматься
вверх. При этом крыша соединялась с основанием мягким герметичным "рукавом".
Подобная конструкция подъемной крыши применялась на старых микроавтобусах
Volkswagen, приспособленных для ночлега туристов. |
|
|
В 1970-х реанимационным оборудованием оснащался более
современный представительский автобус ЗИЛ-119 "Юность" (носившая
также индекс ЗИЛ -118К). Как видно, интерьер заметно "продвинулся",
приблизившись к современному. Вопросы без ответа: где была оборудована
машина (на ЗИЛе? в Финляндии?) и сколько их было? Может, уцелели еще где-нибудь
на задворках? |
|
|
В 1970-90-е годы для специализированных бригад Скорой
помощи закупались Мерседесы разных моделей (слева - семейство T2
alt, модель L 508D или L 406D; справа - семейство T1, модель 310D).
Преимущества перед РАФиками очевидны - большой объем кузова, фирменное
оборудование кузова и мерседесовская надежность. |
|
В середине 1990-х отделение Латвии и гибель завода
РАФ привели к прекращению поставок скоропомощных РАФиков. Износ
парка (нормативный срок службы машины —- 5-7 лет) во весь
рост поставил вопрос о необходимости закупки новых машин. Подходящего
российского шасси не было. Москва, стремясь как-то выправить буквально
катастрофическое положение с гибнущим парком Скорой помощи, закупила
Мерседесы семейства T1, модель 210. Впрочем, извечное стремление
дешево купить хорошую вещь привело к тому, что для линейной службы
закупили самые дешевые фургоны, наспех переоборудованные под нужды
скорой. Жесткая подвеска грузовичка отражается не только на больном,
но и на персонале. В первые годы эксплуатации эти белые фургоны
из спецокраски имели лишь цифры 03 на бортах, да крестики на задних
стеклах. Эти Мерседесы ("табуретки" - так их именуют на
Скорой) служат до сих пор, хотя их все меньше и меньше на улицах Москвы.
Здесь можно увидеть скан статьи, посвященной закупке Мерседесов-210
для московской скорой из
старой газеты Авто (21-27.06.1994, №27), который прислал Роман
Фролов (117 Кб).
|
|
|
Попытки создать "полуторку" привели к появлению
грузовичка на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). Соответственно появилась
и скоропомощная модификация БАЗ-3778. Однако серийное производство наладить
на заводе толком не смогли. Выпущенные машины отличались крайне низким
качеством изготовления. В итоге завод уступил рыночную "пальму первенства"
производства в классе малых грузовичков и фургонов Горьковскому автозаводу. |
Многочисленные попытки Московского завода АЗЛК (ныне
— ОАО "Москвич") войти в рынок привели к появлению
на свет в 1997 г. санитарного фургончика АЗЛК-2901. Машина изначально
разрабатывалась в кооперации с Киевским авиационным заводом (верхнее
фото). Но таможенные барьеры не позволили довести работу до промышленных
партий.
На основе данного прототипа, по заданию Минздрава РФ в 2001 г. совместными
усилиями компаний НПО "Экран", "Самотлор-НН",
"КАФ" разработан и построен АСМП Москвич-2901-М, использующий
базовый пикап Москвич-233500 с медицинским кузовом, выполненным
по «Sandwich»-технологии (нижнее фото).
Агония завода "Москвич" поставила крест на этой машине.
Редкая даже в свои "лучшие годы" машина где-то сохранилась
до недавнего времени. На фотографиях - машина, встреченная мной
весной 2003 года в Филях. Годы не красят... Еще одна машина хранилась
в музее завода "Москвич" и две в 2007 г. были отправлены
со стоянки московского НПО "Экран" в г.Обнинск Калужской
области (страница
про АЗЛК-2901). |
|
|
В последнее время основным автомобилем Скорой помощи стала
ГАЗель (ГАЗ-32214) — прямая наследница той самой знаменитой "полуторки"
ГАЗ-АА. Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как
специализированная. Реанимобиль — обычно машина с высокой крышей.
Несмотря на известные недостатки базового шасси, альтернативы этой машине
в ближайшие годы для нашей небогатой медицины не предвидится: как известно,
цена определяет выбор.
|
|
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993;
А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919—1994",
М., 1994;
Л.Д.Гоголев "Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития
и военном применении автомобилей", М., 1990;
Брошюры АРТ-ЦДТС из серии "Музей техники": "Грузовые
автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63", "Автомобиль ГАЗ-М20",
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69/69А";
Журнал "Игрушки для больших",
материалы и сведения, любезно предоставленные
Андреем Богомоловым (autogallery.org.ru),
Станиславом Кирильцем (kiriletz.de),
Максимом Шелепенковым,
Константином Сазоновым (SazMed),
Артемом Рубаном,
Николаем Марковым,
а также сайты www.autoreview.ru,
www.avtoyakutsk.narod.ru,
www.autocitychannel.com
, www.autohistories.com,
архив автора и другие источники.
|
|
|
|
|
|
События |
|
12/09/2004 В сети появилась тестовая
версия странички Ambulances.ru - про автомобили скорой помощи. |
|
17/05/2009 В рунете появился форум
Sanitarki.SU - про автомобили скорой помощи, санитарные и медицинские машины. |
|
Новости AmbulanceS.ru |
|
17/05/2009 Открыт дочерний форум, посвященный
автомобилям скорой помощи и другим медицинским машинам SANITARKI.SU.
|
|
19/04/2009 Новая страница про автомобили
и службу скорой медицинской помощи США. |
|
17/03/2008 Проведена коррекция данных
в соответствии с новой информацией.. |
|
11/06/2006
Новая страница про эволюцию машин скорой помощи на шасси ГАЗ
Газель. |
|
07/11/2005 Наконец появилось фото санитарной
Победы ГАЗ М20.
|
|
12/05/2005
Добавлен интересный материал про санитарные автомобили-катафалки. |
|
26/04/2005 Выложен скан статьи, посвященной
закупке Мерседесов-210 из
старой газеты Авто. |
|
26/04/2005 Появилась новая страничка,
посвященная санитарным автомобилям-катафалкам. |
|
26/04/2005 Добавлена информация на
страницу АЗЛК-2901
Москвич |
|
10/03/2005 Создана страничка о создателе
БВСМ-80 Р. Н. Уланове. |
|
09/03/2005 Добавлены фотографии на
страничку История 1917 —
1941гг. |
|
09/03/2005 Добавлены фотографии на
страничку Истории до
1917 года. |
|
10/02/2005 Подключен Бортовой
журнал. |
|
02/02/2005 Значительно обновлена страничка,
посвященная Истории до 1917
года. |
|
23/12/2004 Появилась
страничка с рассказом о санитарной машине АЗЛК-2901
Москвич |
|
03/12/2004 Появилась
страничка Редкости с рассказом
об экспериментальной машине БВСМ-80 |
|
24/09/2004 Переселились на "родной"
домен! |
|