AMBULANCES.ru > ПОДРОБНОСТИ > Шасси |
|
"Колхозник"- ярославец
|
КАК ПЛАГИАТ КАНДИДАТА НАУК ПРОКОРМИЛ
Не является секретом, что размещенные на интернет-сайтах материалы
воспринимается многими интернет-посетителями с точки зрения "всё
вокруг колхозное, всё вокруг моё". Этакие "колхозники".
"Переписывание" чужих текстов методом "copy-paste" —
обыденное явление. Сформировалось даже некое сообщество людей, пропагандирующих,
что "интернет - он как воздух - общий". Конечно, это мнение
противоречит Гражданскому (часть 4), Уголовному (ст. 146-148) и
Административному кодексам (ст. 7.12) Российской Федерации. |
Ambulances.ru | АВТОMagazine "Автор" текста Александр Бородкин |
Часть I |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ до 1917 |
АВТОMagazine, От богадельни до кареты Скорой помощи
(часть I) |
Конец XIX века - время бурного роста станций скорой
помощи в Европе, ощутившей острую необходимость в создании службы
неотложной медицинской помощи в стремительно растущих городах. |
Конец XIX века – время бурного роста станций скорой помощи в Европе, ощутившей острую необходимость в создании службы неотложной медицинской помощи в стремительно растущих городах. В России первая станция «Скорой помощи» открылась в Варшаве в 1897 году. Вскоре подобные станции открываются в Москве, Питере, Одессе, Киеве и Риге. В Москве две первые кареты «Скорой помощи» появились при полицейских частях в апреле 1898 года. Кареты были закуплены на частные пожертвования купчихи А.И. Кузнецовой. Она же финансировала работу Станций. В Санкт-Петербурге первые пять «станций Скорой помощи» были открыты 7 марта 1899 года по инициативе доктора-хирурга Н.А. Вельяминова. Интересно, что «Станция Скорой помощи» в Одессе, которая начала свою работу 29 апреля 1903 года, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М.М. Толстого и отличалась высоким уровнем организации помощи. |
Часть II |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ
до 1917 |
АВТОMagazine, Санитарный автомобиль против народного
пьянства (часть II) |
Интересно, что уже с первых дней работы Московской
Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими
"вариациями" до наших дней - врач, фельдшер и санитар.
На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена
укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом.
Право вызова скорой помощи имели только официальные лица - полицейский
, дворник, ночной сторож. |
Интересно, что уже с первых дней работы ярославской
«Скорой помощи» сформировался тип бригады, который дожил
с небольшими вариациями до современности – врач, фельдшер и санитар.
На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена
укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом.
Право вызова «Скорой помощи» имели только официальные лица: полицейский,
дворник и ночной сторож. |
С начала XX века город частично субсидирует работу
Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского
вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались
на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском,
Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном
депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей
полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве
появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И
тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего
города. |
Вскоре проявились и первые проблемы, вызванные недостатком финансирования. С начала XX века город лишь частично субсидировал работу Станций скорой помощи. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Москве. Так, к середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами «Скорой помощи». Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. Имеющихся сил явно не хватало для обеспечения растущего города. |
В Питере каждая из 5 станций скорой
помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных
носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой
станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых
была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в
ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями
первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в
Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер. |
В Петербурге каждая из 5 Станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой Станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми Станциями скорой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г.И. Турнер. Через год после открытия Станций (в 1900 году) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта шестая Станция скорой помощи. К 1909 году организация первой помощи в Петербурге была следующей: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, принимала и все вызовы на оказание скорой помощи. |
Часть III |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ
до 1917 |
АВТОMagazine, «Три кита» ярославских санитарных
автомобилей (часть III) |
Каким был первый русский санитарный автомобиль,
сегодня сказать сложно. |
Как выглядел первый русский санитарный автомобиль,
сегодня сказать сложно. Уже в 1907 фабрика П.А. Фрезе – одного из
создателей первого русского автомобиля?– выставляла санитарную машину
собственного производства на шасси Рено (Renault) на Международном
автосалоне в Петербурге. Отечественный рынок начала ХХ века
стали активно осваивать фирмы, ставшие «тремя китами» будущего отечественного
санитарного автопрома. |
С 1908 года энтузиастами-добровольцами на частные
пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько
лет Общество безуспешно пыталось
переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их
работу недостаточно эффективной. К 1912 году в Москве Обществом
Скорой помощи на собранные частные средства куплен первый санитарный
автомобиль, оборудованный по проекту доктора Поморцева, и создана
Долгоруковская станция скорой помощи. |
В 1908 году в России энтузиастами-добровольцами
на частные пожертвования было учреждено «Общество скорой медицинской
помощи». Несколько лет оно, считая работу станций
Скорой помощи недостаточно эффективной, безуспешно боролось
с полицейским ведомством за право координировать их деятельность.
В 1912 году в Москве Обществом на собранные частные средства был
куплен первый санитарный автомобиль, оборудованный по проекту доктора
Поморцева, и создана Долгоруковская станция Скорой помощи. |
Вполне вероятно, что машину на шасси La
Buire создала Московская экипажно-автомобильная фабрика
П.П.Ильина - известная качественной продукцией
фирма, располагавшаяся в Каретном ряду с 1805 года (после революции
— завод "Спартак", на котором собирались впоследствии
первые советские малолитражки НАМИ-1, сегодня - ведомственные
гаражи). Эта компания отличалась высокой культурой производства
и монтировала кузова собственного производства на импортных шасси
— Berliet, La Buire и других. |
Московский рынок санитарных автомобилей
осваивала Московская экипажно-автомобильная фабрика П.П.
Ильина – фирма, славившаяся своей качественной
продукцией, которая с 1805 года располагалась в Каретном ряду. После
революции на ее базе был создан завод «Спартак»,
на котором впоследствии собирались первые советские малолитражки
НАМИ-1. |
Машина с кузовом фабрики Ильина
(по проекту доктора Поморцева) на шасси La Buire 25/35, пригодная
как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях
военно-полевого лазарета, демонстрировалась на Четвертой
Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году. Машина
была награждена там медалью и куплена Военным ведомством. Не
исключено, что она стала первой санитарной машиной русской
армии. |
Автомобиль с кузовом фабрики Ильина (по проекту доктора Поморцева) на шасси «La Buire 25/35», пригодный как для перевозки больных, так и для оказания хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета, демонстрировался на IV Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году. Машина была награждена медалью и выкуплена Военным ведомством. Существует версия, что именно она стала первой санитарной машиной русской армии. |
В Санкт-Петербурге 3 санитарных автомобиля фирмы
“Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913
году, и открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой,
42. |
Рынок санитарных автомобилей Санкт-Петербурга
контролировала фирма «Адлер» (Adler Typ K, или KL 10/25
PS). С началом I Мировой войны персонал и имущество
этой организации были переданы Военному ведомству и функционировали
уже в его составе. |
Самый известный и массовый отечественный автомобиль
дореволюционной эпохи - Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими
Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудовался
в санитарную машину. На снимке 1913 г. Санитарный автомобиль на
шасси Руссо-Балт С24/40. К сожалению, сегодня у меня нет
информации, в каких городах использовался довоенный санитарный Руссо-Балт.
|
Самый известный и массовый отечественный автомобиль дореволюционной
эпохи – «Руссо-Балт», созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского
вагонного завода в Риге, также был переоборудован
в санитарную машину. |
Часть IV |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ
до 1917 |
АВТОMagazine, Санитарные автомобили на фронтах
I Мировой войны (часть IV) |
Военное ведомство также испытывало
интерес к санитарному транспорту на автомобильном шасси. Так, всероссийском
испытательном пробеге, организованных русским Генеральным штабом
с целью выявления лучших машин для закупок в армию, уже в 1912 году
в участвовали как минимум две санитарные машины на американском
грузовом шасси Уайт (White H-30). |
Военное ведомство Российской империи
испытывало самый непосредственный интерес к санитарному
транспорту на автомобильном шасси. Так, в 1912 году на всероссийском
испытательном пробеге, организованном русским Генеральным штабом
с целью выявления лучших машин для закупок |
Санитарные автомобили на войне, как солдаты - гибли
и попадали в плен. Слева - разбитый попаданием снаряда Берлие
(Berliet GBA), справа - трофейный санитарный Опель (Opel 20/40 W),
на капоте которого захватившие его солдаты сразу написали известное
русское слово. |
Однако дела с санитарными автомобилями
на русском фронте обстояли гораздо хуже, нежели с самолетами.
Санитарные автомобили на войне, как солдаты, – гибли и попадали
в плен. |
В годы Первой мировой войны для
эвакуации раненых созданы автомобильно-санитарные отряды. Их было
сформировано не менее 55. |
В годы I Мировой войны для эвакуации раненых было
создано 55 автомобильно-санитарных отрядов. В состав
каждого включалось до 20 специализированных санитарных
машин, пара легковых автомобилей, грузовик, авторемонтная мастерская
и автокухня. Санитарные машины представляли собой брезентовые фургоны
с амортизирующими подвесами на стойках, конструкции инженера |
Общественные организации автомобилистов - Императорское
Российское автомобильное общество, Первый русский автомобильный
клуб в Москве и другие тоже не стояли в стороне и формировали из
добровольцев на собственных машинах санитарные колонны, сыгравшие
немаловажную роль при помощи фронту. Санитарные
кузова для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная
фабрика "Ив. Брейтигам" на фото слева - Ля Бьюир
(La Buire) с надписью "Санитарная колонна имени Наследника
Цесаревича Императорского Российск. автомоб. общества при поезде
Его Императорского Высочества", за ним - Руссо-Балт
С24/30. Здесь редакционная "правка" г-на Бородкина
полностью извратила содержание текста о составе санитарных колонн
ИРАО. |
Общественные организации автомобилистов – Императорское
Российское автомобильное общество, Первый русский автомобильный
клуб в Москве и другие – тоже не стояли в стороне и формировали
из добровольцев на собственных машинах санитарные колонны, сыгравшие
немаловажную роль на фронте. Санитарные кузова
для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная
фабрика |
Часть V |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ
до 1917 |
АВТОMagazine, Ярославский санитарный автомобиль
(часть V) |
Впрочем, во время войны средств
транспортировки раненых не хватало, так что для этих целей использовались
и легковые машины (слева - Бенц), и даже трамваи
(справа - перегрузка раненых у Савеловского вокзала в Москве, 1914
год). |
Россия буквально «задыхалась» от нехватки
качественных отечественных санитарных автомобилей. Средств
транспортировки раненых не хватало: для этих целей использовались
и легковые машины, и даже трамваи. |
|
Тяжелое положение на фронте усугублялось
жесткой конкуренцией на отечественном рынке санитарных автомобилей.
Фактически, им безраздельно владели английские, американские и французские
компании. Любая попытка россиян конкурировать с ними наталкивалась
на мощное финансово-политическое лобби. Неудачей закончилось и внедрение
автомобильной операционной, сконструированной специально
для воздухоплавательных частей. |
Помимо российских санитарных отрядов, на
восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих
санотрядов. Большую активность проявили американцы. На
фотографии слева - машины Форд Т (Ford T) американского санитарного
отряда в Париже. Обратите внимание на форму одежды людей,
собравшихся на войну- белые рубашки, галстуки, канотье. Справа -
машины Пирс-Эрроу (Pierce-Arrow 48-B-53) с надписью "имени
Е.И.В. Великой Княжны Татьяны Николаевны Американский отряд. American
Ambulance in Russia". Фотографии дают представление о количестве
используемых для медицинского обеспечения военных действий санитарных
машин в те годы. |
Продукцию предприятия [Лебедева в Ярославле - прим С.С.] ждали не только россияне, но и наши конкуренты – американцы. В 1915 году они отправили на восточный фронт несколько добровольческих санитарных отрядов. Главной их целью была рекламная акция по продвижению на российский рынок санитарных автомобилей марки «Форд Т» (Ford T) и «Пирс-Эрроу» (Pierce-Arrow 48-B-53). Однако врачи и санитары этих подразделений быстро вернулись на родину. |
Часть VI |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1917 — 1941 |
АВТОMagazine, Санитарный автомобиль на полях Гражданской
войны (часть VI) |
Бурные события 1917 года с двумя революциями
оставили свой отпечаток и на санитарных машинах. |
Бурные события 1917 года оставили свой отпечаток
и на санитарных машинах. Так, имевшиеся автомашины – «Фиат-15тер»
с большим санитарным кузовом, использовались в Москве как боевые
машины красногвардейцев. |
На правом фото - разгрузка санитарного Форд ТТ в
порту Архангельска в 1918 году. Очевидно использование этой машины
противниками большевиков (или интервенционными корпусами стран Антанты
или Белой армией). Вот только цели этого использования
могли быть отличными от целей, которым призваны были служить знаки
красного креста на бортах... |
(врезка: |
На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году
была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием
(по некоторым сведениям) автомобилей "Адлер". Вполне
возможно, что это были сохранившиеся довоенные машины Адлер или
просто путаница, связанная с отдаленностью от нас того времени.
|
На базе автотранспорта Красного Креста в 1917 году
была сформирована Петроградская станция Скорой помощи с использованием
(по некоторым сведениям) автомобилей «Адлер». |
Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные
годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы,
а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить
оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. К сожалению,
пока не установлена марка автомобиля на фотографии 1920-х годов. |
Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные
годы обеспечивалась не только станция Скорой помощи, но и больницы,
а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна – ускорить
оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре. |
18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного
отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством
Н.А.Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского
инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова
(кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской
кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации
Станции скорой медицинской помощи в Москве. Доктор Поморцов и стал
первым заведующим станцией. |
18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного
отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством
Н.А. Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского
инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцева
(автора первого русского санитарного автомобиля – городской кареты
Скорой помощи образца 1912 года), в результате которого было принято
решение об организации станции Скорой медицинской помощи в Москве.
Доктор Поморцев стал первым заведующим станцией. |
Первый выезд состоялся 15 октября 1919 года. В те
годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова
машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась
к больному. После был оборудован гараж-сарай на территории больницы.
Машина была крайне изношена и регулярно стояла в ремонте. |
Первый выезд возрожденной «Скорой медицинской
помощи» состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался
на Миусской площади, и при поступлении вызова машина должна была
сначала забрать врача с Сухаревской площади, а потом спешила к больному.
В последствии был оборудован гараж-сарай на территории больницы.
Машина была крайне изношена и регулярно стояла в ремонте. |
В 1920 году В.П.Поморцев был вынужден оставить
работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать
на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически
- одной круглосуточной бригады на донельзя раздолбанной машине)
было явно недостаточно для обслуживания города. |
В 1920 году В.П. Поморцев был вынужден оставить работу в результате болезни. Станция Скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически одной круглосуточной бригады) на изношенном автомобиле было явно недостаточно для обслуживания города. |
Часть VII |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ
и СССР |
АВТОMagazine, Санитарный автомобиль в Ярославском
восстании 1918 г. и в ожидании мировой революции (часть VII) |
Удивительно, но текст сайта Ambulances.ru не
заимствовался. Наверное, у г-на Бородкина закончились деньги и он
не смог посетить сайт Ambulances.ru. |
|
Часть VIII |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1917 — 1941 |
АВТОMagazine, Пешком, на мотоцикле и на мерседесе
(часть VIII) |
С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр
Сергеевич Пучков, до этого проявивший себя как незаурядный организатор
на посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося
борьбой с грандиозной эпидемией сыпного тифа в Москве. Центропункт
координировал развертывание коечного фонда, организовывал перевозку
больных сыпным тифом в перепрофилированные больницы и бараки. |
С 1 января 1923 года ее возглавил Александр Сергеевич
Пучков, до этого проявивший себя как незаурядный организатор на
посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта) г. Москвы. |
Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для
обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 -
3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую
- в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено
14762 вызова. Пятая бригада стала работать в 1930. "Персональный"
состав парка машин Московской скорой помощи в те годы пока, к сожалению,
не известен. |
Двух бригад, конечно, было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 году было обслужено 2129 вызовов, в 1923 – 3659 вызовов), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 году, четвертую – в 1927 году. В 1929 году четырьмя бригадами обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать лишь в 1930 году. |
Ориентация на создание отечественной автомобильной
промышленности привела к созданию санитарной машины на
базе АМО Ф15, выпускавшейся московским заводом. Первый образец кареты
скорой помощи изготовлен в 1925 г. В 1926 г. изготовлено 10 санитарных
машин. Сколько всего изготовлено до 1931 г. санитарных АМО
- вопрос. |
|
Вероятно, АМО Ф15 не вполне "вписался"
в требования Московской станции скорой помощи, но иного серийного
отечественного шасси в те годы не существовало. И для нужд скорой
помощи были закуплены Мерседесы 15/70/100 PS (1924/25 гг.), позднее
получившие наименование Typ 400. |
Вероятно, «АМО Ф15» не вполне соответствовала требованиям Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного шасси в те годы не существовало. Кроме того, для нужд отечественной «Скорой помощи» были закуплены «Мерседесы 15/70/100 PS Typ 400» (1924-1925 гг.). |
Закупленные Меседесы служили в Московской скорой
вплоть до конца 30-х годов (фотография датирована 1937 г.)
Думается, что работа в открытой кабине особенно "радовала"
водителя в зимнее время. К сожалению, сведений о числе санитарных
Мерседесов, работали ли эти машины только в Москве или других городах
тоже, а также том, как они проявили себя в эксплуатации у меня пока
нет. Дожить до наших дней, похоже, шансов у них тоже не было. |
Закупленные «Мерседесы» служили в нашей «Скорой
помощи» вплоть до конца 30-х годов ХХ века. |
Как уже было сказано, в первые
годы существования скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные
случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали.
Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован
при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах
с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная
помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных
отделов здравоохранения. |
Как уже говорилось, за первые годы существования «Скорая помощь» в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для «внезапно заболевших на дому» был организован при Московской скорой только в 1926 году. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, а затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения. |
Очевидно, что невозможно было покрыть потребности в санитарном транспорте такой громадной страны как СССР за счет импорта. С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского автозавода. На фото — санитарная машина ГАЗ-А на заводских испытаниях. Выпускалась ли эта машина серийно - неизвестно. |
Очевидно, что невозможно было покрыть потребности
в санитарном транспорте такой огромной страны,
как СССР, за счет импорта санитарных автомобилей.
С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами
для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского
автозавода. |
Часть IX |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1917 — 1941 |
АВТОMagazine, О том, как советский санитарный автомобиль
обгонял западных собратьев (часть IX) |
Вторым шасси, пригодным для переоборудования под
нужды скорой помощи в 30-х годах стала "полуторка" ГАЗ-АА.
Любопытно, что сегодня основной машиной для скорой стала
"внучка" полуторки — "Газель". |
Вторым шасси, пригодным для переоборудования под
нужды скорой помощи в 30-х годах стала знаменитая «полуторка» или
«ГАЗ-АА». |
В Ленинграде, похоже, ГАЗ-АА в 30-е годы
ХХ века был основным автомобилем скорой (слева). В 1934
году был принят стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К
1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала
в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком
в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял
в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом
центральной подстанции. |
В 1934 году на основе «ГАЗ-АА» был утвержден стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной подстанции. |
В Московской скорой ГАЗ-АА тоже использовался. Причем
как минимум несколько разновидностей машины. Слева - фото, датированное
1930 г. Возможно, это Форд-АА). |
Автомобильный парк Московской
службы скорой помощи так же комплектовался
на основе «ГАЗ-АА». |
Еще один вариант санитарки на базе ГАЗ-АА. Фото
1936 г, Москва. Видны отличия от предыдущей машины. |
|
Рост количества подстанций и вызовов требовал соответствующего парка машин — быстрых, вместительных и комфортабельных. Советский лимузин ЗиС-101 стал основой для создания машины скорой помощи. Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии докторов А.С.Пучкова и А.М.Нечаева. Эти машины работали в Московской скорой и послевоенное
время. |
Рост количества подстанций и вызовов требовал соответствующего
парка машин — быстрых, вместительных и комфортабельных. Основой
для создания такой машины Скорой помощи стал советский лимузин «ЗиС-101».
Медицинская модификация автомобиля была создана на заводе по проекту
все того же И.Ф. Германа при активном содействии
докторов А.С. Пучкова и А.М. Нечаева. Эти машины работали и в ярославской службе «Скорой помощи» в послевоенное время. |
Специфика работы предъявляет особые требования к
автомобилю скорой помощи. В гараже московской скорой спроектирована
и построена специализированная машина. В книге Л.М.Шугуров
отмечает ее условным индексом СП-36. |
Московская служба скорой помощи, по праву
являлась самой передовой в стране. С учетом специфики работы
в гараже Московской скорой спроектирована и построена специализированная
машина. Она известна исследователям по условной
маркировке «СП-36». Известно о ней крайне немного, в частности,
не ясно на какой агрегатной базе она была создана. Вероятно, она
была удобнее в эксплуатации, чем серийные «ЗиСы» (хотя бы тем, что
имела сзади две распашные двери). Сколько было выпущено таких машин
(некоторые исследователи считают, что машина существовала в единственном
экземпляре), срок и результаты эксплуатации, а также дальнейшая
их судьба, к сожалению, неизвестны. |
Часть X
Итак, ликвидация безграмотности среди "докторантов"
из г.Ярославля: "Фердинанд" - германская самоходная артиллерийская
установка (САУ, "самоходка"), названная по имени создателя
Фердинанда Порше. |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1941 — 1945 |
АВТОMagazine, Неизвестные страницы истории известного
фильма (часть X) |
В медицинских целях использовались
и другие специально разработанные машины, например, выпускавшийся
только в годы войны ЗИС-44 — простой санитарный фургон с деревянным
кузовом на 18 мест на основе ЗИС-5В — упрощенного варианта ЗИС-5. |
Идея использовать автомобили марки «ЗИС»
в качестве санитарных возникла еще в 30 годы ХХ века. Были
и другие специально созданные для этих целей машины, например, выпускавшийся
только в годы войны «ЗИС-44» — простой санитарный фургон с деревянным
кузовом на 18 мест на основе «ЗИС-5В» (упрощенного варианта «ЗИС-5»). |
Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов. |
На базе «ЗИС» была разработана серия специальных медицинских автобусов. Чаще всего их переоборудовали из мобилизованного городского пассажирского транспорта. |
ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг.,
позднее автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков
ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими,
в частности, московским заводом "Аремкуз". |
ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-1936 годах,
позднее они производились по чертежам завода на шасси грузовиков
«ЗИС-5» многими предприятиями Советского Союза, автобусными парками
и кузовными мастерскими, в частности, Московским заводом «Аремкуз». |
Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе
шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация — медицинский автобус — разработана
еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина
могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест
водителя и санитара). |
Еще одна заводская марка – городские автобусы «ЗИС-16»
тоже имели в своей основе шасси «ЗИС-5». Упрощенная модификация
— медицинский автобус — была разработана еще до
войны, выпускалась с 1939 года под названием «ЗИС-16С». Машина могла
перевозить до 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя
и санитара). |
Упрощенный вариант ЗИС-16С - мифический автомобиль. Его "существование" подтверждается единственным сильно ретушированным рисунком. Якобы этот санитарный автобус оснащался кабиной от грузовика (слева), более мощным мотором (85 л.с. против 73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 шт.) в передней части кузова, и двух - в задней (4 шт.). Имелись также калориферы и вентиляторные окна. |
Упрощенный вариант «ЗИС-16С» оснащался кабиной от грузовика, более мощным мотором (85 лошадиных сил против 73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 штук) в передней части кузова, и двух – в задней (4 штуки). Имелись также калориферы и вентиляторные окна. |
Часть XI |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1941 — 1945 |
АВТОMagazine, Автомобиль «Кавказской пленницы»
и его военные приключения (часть XI) |
До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом
ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод)
выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика
ГАЗ-ММ — модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В
ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2
лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером,
работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. |
Серийно машина выпускалась
с 1937 по 1945 годы на базе одного из филиалов ГАЗа (с 1939 года
он стал называться Горьковский автобусный завод). Здесь
выпускались специализированные машины «ГАЗ-55». Модель основывалась
на базе грузовика «ГАЗ-ММ» – модернизированного варианта «ГАЗ-АА»
с мотором «ГАЗ-М». |
В предвоенные годы был разработан и испытывался
также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22
(рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном
выпуске нет, но даже если машина и выпускалась, не думаю, что таких
машин было много, и что они могли сыграть существенную роль. |
В предвоенные годы был разработан и испытывался
интересный транспортер для эвакуации раненых. Предполагалось
оснастить его бронированной защитой. Это должно было усилить проектные
возможности новой разработки. Бронетранспортер должен был забирать
раненых непосредственно из зоны военных действий, а броня гарантировала
защиту от попаданий пуль, осколков и снарядов. Он вошел в историю
под маркой |
Во время Великой Отечественной войны для перевозки
раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА
и ЗИС-5. В соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями,
для более мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать
слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху постелить
соломы или иной мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная
загрузка сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались
специальные нары. |
Во время Великой Отечественной войны для перевозки
раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины «ГАЗ-АА»
и «ЗИС-5». В соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями,
для более мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать
слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху стелить солому
или другой мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная
загрузка сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались
специальные нары. |
В качестве санитарных использовались и приспособленные
автобусы ГАЗ-03-30 (слева), а также некоторое количество
трехосных автобусов ГАЗ-05-193 в санитарной модификации (справа
- в упрощенном варианте военного времени). |
В качестве санитарного транспорта использовались
и приспособленные автобусы «ГАЗ-03-30», а также некоторое количество
трехосных автобусов «ГАЗ-05-193» в санитарной модификации. |
Справедливости ради отметим, что в крупных городах
значительную часть военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли
трамваи. Городские грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт,
а основным транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной
войны трамвай не имел такой протяженной сети линий — почти 555 км.
Трамвайные рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям.
И днем и ночью трамваи перевозили военные грузы, бойцов, раненых. |
Справедливости ради отметим, что в крупных городах
значительную часть военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли
трамваи. Грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт, и основным
городским транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной
войны трамвай не имел такой протяженной сети линий – почти 555 км.
Трамвайные рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям.
И днем, и ночью трамваи перевозили военные грузы, бойцов, раненых.
Появились даже специальные «санитарные трамваи», на которых
крепилась эмблема красного креста. Для удобства транспортировки
раненых трамвайные маршруты прокладывались от железнодорожных вокзалов,
на которые приходил санитарный транспорт, до школ и больниц, в которых
размещались эвакогоспитали. |
К сожалению, "в живых" не осталось ни одной. Говорят, где-то в лесах под Вязьмой видели ее догнивающие остатки времен войны... Текст на сайте про ГАЗ-55, а не про санитарку на шасси ГАЗ-АА
из фильма. |
Ни одна из серийно выпущенных машин не
осталась «в живых». Последний экземпляр этого скромного
труженика Великой Отечественной войны нашли под городом
Вязьма. Однако поисковики смогли лишь опознать серию автомобиля,
восстановлению он не подлежал, разделив судьбу советских солдат,
погибших в жестоких оборонительных боях на подступах к столице.
|
Часть XII "маневренные сидения" - даже представить страшно!:-) Кстати, г-н Бородкин так и не поведал, раскрывшим рот от изумления
потрясенным его "энциклопедическими" знаниями ярославцам,
какую же всё-таки машину сняли в фильме: ЗИС-110 или ГАЗ-12? |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1945 — 2000 |
АВТОMagazine, Санитарный автомобиль из «Покровских
ворот» (часть XII) |
В первые послевоенные годы (с 1947
года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация
знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве
с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и
А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта.
Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом,
что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от
носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его
"штатное место". |
Старожилы пояснили, что до 1947 года в
роли санитарных автомобилей выступали уже знакомые читателю «ЗИС-16»,
«ЗИС-16С», «ГАЗ-03-30» и «ГАЗ-55». И только через два года
базовой машиной «Скорой помощи» стали автомобили «ЗИС-110А». Это
была специально спланированная санитарная модификация знаменитого
лимузина «ЗИС-110», созданная на заводе в тесном сотрудничестве
с руководителями Московской станции скорой помощи А.С. Пучковым
и А.М. Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта.
Медики предложили сделать автомобиль более «подвижным и
доступным». Поэтому на новой модели теперь свободно открывались
задняя и боковые двери, обеспечивавшие тем самым доступ в салон
с нескольких сторон. Справа от носилок был установлен специальный
ящик с медикаментами и оборудованием. Необходимо
отметить, что «ЗИС-110» был первой послевоенной моделью представительского
лимузина в Советском Союзе. |
В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б
ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней
части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся
сидения. |
В 50-х годах на помощь «ЗИСам» пришли машины «ГАЗ-12Б
ЗИМ». В конструкции этих автомобилей было применено еще
одно принципиальное новшество. Кабина водителя отделялась
от салона стеклянной перегородкой. В задней части салона располагались
выдвижные носилки и два маневренных раскладывающихся
сидения. |
ЗИМы, как, впрочем, и ЗИС-110 могли переделываться
в кустарных условиях из пассажирской в скорую (при передаче машин
от партийных и советских органов в здравоохранение, что наблюдалось,
например, в Якутске), так и наоборот — из скорой в пассажирскую
-после того, как отходившая свое машина списывалась и продавалась
по остаточной стоимости населению. Поэтому, собственно, этих машин
в первоначальной "скоропомощной" судьбой и не
видать на выставках старинных машин. А жаль... |
«ЗИМы», как, впрочем, и «ЗИС-110», могли переделываться
в кустарных условиях как из пассажирской в Скорую (при передаче
машин от партийных и советских органов в здравоохранение, что наблюдалось,
например, в Якутске), так и наоборот – из Скорой в пассажирскую
– после того, как отходившая свое машина списывалась и продавалась
по остаточной стоимости населению. Поэтому, наверное,
этих машин в первоначальной модификации автомобиля «Скорой
помощи» практически не сохранилось. |
Часть XIII |
ИСТОРИЯ САНИТАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ
И СССР 1945 — 2000 |
АВТОMagazine, Санитарный автомобиль ... (часть
XIII) |
Куда более скромный автомобиль — Москвич
400-420М — медицинская модификация Москвича-400 (фактически копия
Опель Кадет К38) — стал помогать службе неотложной помощи и в прочих
медицинских нуждах. В 1948 году Мосгорздравотдел закупил около 200
Москвичей, которые стояли практически у каждой городской поликлиники. |
... |
Александр Викторович Бородкин
- кандидат исторических наук, доцент, заместитель Директора филиала
Российского государственного гуманитарного университета в г. Ярославле,
эксперт министерства образования и науки РФ, докторант Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова. В подготовке страницы использованы материалы и фотографии: http://www.kvic.ru/auto/ |
|
|
Приглашение к сотрудничеству | |
| Уважаемые доктора и инженеры! Если Вы чувствуете в себе невостребованный талант и нерастраченные знания, попробуйте написать обзор по оборудованию, применяемому в автомобилях скорой помощи, будь то каталки или проблесковые маяки. Ваш материал может быть опубликован на сайте Ambulances.ru в этом разделе под вашей фамилией (или ником), со ссылкой на Ваш сайт или почту. Единственное условие — постарайтесь сделать свою работу, по возможности, объективной и полной, в том числе отразить реальные трудности, с которыми могут столкнуться те, кто эксплуатирует эту технику. Естественное желание "продвинуть" товар и дать рекламу своей продукции по-человечески понятно, но не приветствуется. |
© 2004-2009 AMBULANCES.RU ::: При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылки |