|
|
История автомобилей скорой медицинской помощи
АЗЛК - 2901 Москвич
Многочисленные попытки Московского завода АЗЛК (ныне
— ОАО "Москвич") войти в рынок привели к появлению
на свет в 1994 г. санитарного фургончика АЗЛК-2901. Машина изначально
разрабатывалась в кооперации с Киевским авторемонтным заводом №5.
В том же году опытный образец был представлен на Московском автосалоне.
Но таможенные барьеры не позволили довести работу до значимых промышленных
партий. Некоторые машины, редкие даже в свои "лучшие годы",
где-то сохранилась до наших дней (вероятно, из представленных на
испытания). Та, что на представленных фотографиях, встретилась мне
в Филях весной 2003 года. Годы не красят...
|
Интересные, на мой взгляд, подробности про Москвич-2901:
В августе 1995-го, когда завод Москвич уже неделями простаивал,
одного из конструкторов группы перспективных разработок - Алексея
Джигурду - попросили в частном порядке съездить в Киев, установить
на эту санитарку югославский двигатель DMW 1,6 л. Югославы тогда
были в блокаде и искали любые возможности сбыта своей продукции,
и вроде как наметилась возможность через третьи страны поставлять
эти движки. На киевском АРЗ был живьем такой движок и кое-какие
чертежи. Алексей съездил, обмерил двигатель, проработал компоновку
и за пару недель установил его в машину. Впоследствии этой работой
украинцы занимались сами. До серийного производства дело у них точно
не дошло - попробовали и бросили.
Одна из выпущенных машин хранилась в музее завода "Москвич"
(фото из книги Л.М.Шугурова), где и находилась как минимум до последних
чисел декабря 2004-го, когда ее фотографии сделал Максим Соколов,
впечатления которого от посещения завода можно прочитать
здесь.
|
На основе данного прототипа, по заданию Минздрава
РФ в 2001 г. совместными усилиями компаний НПО "Экран",
"Самотлор-НН", "КАФ" разработан и построен АСМП
Москвич-2901М, использующий базовый пикап Москвич-233500 с медицинским
кузовом, выполненным по «Sandwich»-технологии (заводские фото "Самотлор-НН"
присланы Максимом Шелепенковым).
По воспоминаниям непосредственного куратора этой темы, в те годы
начальника отдела автомобилей завода "Москвич" Алексея
Джигурды:
"Ту последнюю санитарку - 2901М - делали не у нас на заводе,
её пригнали уже готовую. Саму будку из сендвич-панелей на пикапе
2335 с удлиненным задком делали в Шумерле; комплектовал медицинским
оборудованием, я так понимаю, "Экран" ("Самотлор-НН"
- прим.ред.). Уже на нашем заводе наш гендиректор Асатрян начал
делать из этой машины "конфету", дабы она могла произвести
максимальное впечатление на всяких заинтересованных руководителей.
Так, задний бампер и ступеньки отделали алюминиевой рифленкой, сделали
вклеиваемые стекла (гимор тот ещё оказался). Соответственно, машина
подшпаклевывалась и перекрашивалась.При этом от излишнего усердия
её чуть не угробили - маляры для ускорения процесса сушки, как обычно,
стали прогревать её борта мощными рефлекторами и малость перегрели
глухой левый борт. Пену в этом сендвиче начало пучить и по борту
пошла волна. Хорошо, вовремя заметили в том смысле, что этот процесс
не зашел слишком далеко. Но невыводимый блик на этом борту остался
конкретный.
Машина была сделана на базе обычного 2335, но в перспективе предполагалось
эту модификацию делать на базе удлиненного шасси четырехместного
пикапа. Оно имело платформу сразу нужной длины и позволяло иметь
прямоугольную боковую дверь медотсека максимальной ширины - дверь
уже не наезжала на арку. В принципе машина на таком шасси с базой
2900 имела бы ещё большую курсовую устойчивость и лучшую проходимость
и управляемость (те, кто перегонял первый образец из Шумерли рассказывали,
что машина на высокой скорости держала дорогу "как трамвай").
У короткобазного 2901 с таким огромным задним свесом и высоким центром
тяжести управляемость оказалась, как и следовало ожидать, "не
фонтан", как и проходимость. Причем, к тому времени длиннобазное
шасси этого пикапа существовало и в полноприводном исполнении, и
вариант полноприводной санитарки тоже серьезно рассматривался на
предмет производства (даже в Москве в гололед и сильные снегопады
подобная неполноприводная техника во дворах застревает непозволительно
часто и непредсказуемо)."
Агония завода "Москвич" поставила крест (совсем не медицинский)
на этой машине.
Габаритный чертеж машины (от Алексея Джигурды)
|
Сотрудник ОАО "НПО Экран" Андрей Рыбалов,
участвующий в испытаниях автомобилей скорой помощи:
"В период с 7 января 2002 г. по 21 января 2002 г. проведены
технические приемочные испытания образца Автомобиля медицинского
назначения участкового (семейного) врача на базе автомобиля Москвич-2335
пикап" - так написано в акте технических приёмочных испытаний.
В настоящее время эта машина стоит на территории АОА "НПО "Экран"
рядышком с автомобилем Москивич-2901."
Хорошо, что эта техника уцелела хоть в таком виде. По уму место
ей в музее, хотя наша медицинская техника оказывается все больше
на свалке...
В 2006 г. была попытка переговоров с целью приобретения этих машин
для музея "Моторы Октября", но машины были отправлены
"для дальнейшего прохождения службы" в г.Обнинск Калужской
области.
|
Существует и фотография санитарного автомобиля на
базе удлиненного Москвича-2141, присланное Александром Баракиным.
Фотография сделана в г.Варна, Болгария, куда были экспортированы
несколько тысяч Москвичей-2141. Собственно говоря, с таких фотографий
на заводе начались работы по стреч-версиям Москвича - Князьям Владимирам
и т.д..
|
Для любителей подробностей:
Автомобиль скорой медицинской помощи на базе автомобиля Москвич-2901
в 2002 г. был представлен в качестве проекта, поддерживаемого ОАО
"Московский комитет по науке и технологиям", основной
пакет акций которого принадлежал Правительству Москвы. В соответствии
с описанием, размещенным на сайте комитета,
АСМП на базе Москвич М-2901предназначен для оказания первой помощи
и транспортировки пациентов до стационарных лечебных учреждений,
так же для оказания медицинской помощи в домашних условиях (автомобиль
семейного врача).
Технические характеристики АСМП АЗЛК 2901:
Двигатель РЕНО 2000 куб см., Бензиновый, 113 л.с.
УЗАМ-331.17, 1700 куб см., Бензиновый, 85 л.с.
УЗАМ-332.17, 2000 куб.см., Бензиновый, 105 л.с.
Колёсная формула 4х2 (передний привод)
Максимальная скорость 160 км/ч
Расход топлива (городской цикл) 8 л
Габариты салона:
— длина 2100 мм;
— высота 1300 мм;
— ширина 1320 мм.
Медицинское оснащение:
— Тележка-каталка с носилками на приёмном устройстве
— Аппарат ИВЛ с ручным приводом для взрослых АДР-1200
— Электрокардиограф ЭК1Т-04
— Отсасыватель ОНПт
— Комплект воротников Шанца
— Комплект шин пневматических универсальных
— Носилки-полотнище
— Чемодан-укладка врача скорой помощи
— Контейнер для мусора .
|
В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
из архива Максима Шелепенкова,
воспоминания Алексея Джигурды,
Андрея Рыбалова,
книги Л.M.Шугурова "Автомобили России и СССР", М., 1993;
сайт ОАО "МКНТ" (http://mknt.icsmir.ru),
Максима Соколова (http://somax.photofile.ru),
Александра Баракина,
и архива автора www.ambulances.ru
Сергея Суворова.
|
|
|
|
|
|
Приглашение
к сотрудничеству |
|
Уважаемые доктора и инженеры!
Если Вы чувствуете в себе невостребованный талант и нерастраченные знания,
попробуйте написать обзор по оборудованию, применяемому в автомобилях скорой
помощи, будь то каталки или проблесковые маяки.
Ваш материал может быть опубликован на сайте Ambulances.ru в этом разделе
под вашей фамилией (или ником), со ссылкой на Ваш сайт или почту.
Единственное условие — постарайтесь сделать свою работу, по возможности,
объективной и полной, в том числе отразить реальные трудности, с которыми
могут столкнуться те, кто эксплуатирует эту технику. Естественное желание
"продвинуть" товар и дать рекламу своей продукции по-человечески
понятно, но не приветствуется. |
|